Уважаемые коллеги! Предлагаем для обсуждения вариант технологии. Нам будет интересно узнать ваше мнение.
Из опыта работы.
Технология проектирования индивидуальной образовательной траектории в рамках профессионального самоопределения учащихся средней школы. Клименко Галина Борисовна, заместитель директора МОУ « СОШ № 108» по научно- методической работе, г.Трехгорный Челябинской области, Заслуженный учитель РФ
Профильная подготовка на основе дифференциации и индивидуализации обучения посредством изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса позволяет достаточно полно учесть склонности, способности учащихся, их намерения и будущие профессиональные интересы.
Организационно- методическим выражением единства предпрофильной подготовки и профильного обучения выступает индивидуальная образовательная траектория учащегося, отражающая, с одной стороны, сферу его интересов и возможностей, а с другой, - обеспечивающая ему возможность выступать активным участником проектирования собственной познавательной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория учащегося является персональным путем реализации его личностного потенциала. При этом речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей, успешности в овладении деятельностью, сколько о его оргдеятельностных способностях, познавательных, творческих, коммуникативных и проч. Процесс их выявления, реализации и развития происходит в ходе образовательного движения ученика. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы, которая является ее технологическим обеспечением.
Педагогическая технология выступает как своеобразный проект. Проект – это замысел и его воплощение. Средством воплощения индивидуальной образовательной траектории выступает технология ее проектирования.
Субъектами деятельности выступают ученик и учитель. Учитель собирательный образ, т.к. ученик выступает в следующих парах:
ученик - классный руководитель;
ученик - учитель – предметник;
ученик - психолог.
Особое место в процессе разработки индивидуальных образовательных программ отводится родителям. Они не только знакомятся с ней и подписывают ее вместе со своими детьми, они также вносят свои коррективы после предварительного обсуждения индивидуальной образовательной программы своего ребенка.
Таким образом , ИОП (индивидуальная образовательная программа):
а) составляется на основе базисного учебного плана;
б) разрабатывается самим учащимся, при поддержке классного руководителя, администрации, родителей, психолога;
в) включает в себя:
-цели обучения;
-задачи обучения;
-учебный план;
-факультативы, индивидуальные консультации;
-курсы, платные услуги;
-формы и методы изучения учебного материала;
-выбор дополнительных образовательных ресурсов, предоставляемых ОУ города;
-творческие, исследовательские работы, проекты;
-образовательные результаты, их сроки
-формы проверки и т.д.;
г) с момента подписания учащимся, его родителями, администрацией является официальным документом, регламентирующим отношения между учеником , родителями и школой.
На I этапе.
Учащийся: формирует ИОП по заданному образцу, с учетом индивидуальной (предварительно) профессиональной ориентации (консультационная помощь классного руководителя, психолога, администрации родителей).
Результатом действий, осуществляемых учеником, классным руководителем, психологом, дополненных специалистами Городского центра занятости населения, является проект « Индивидуальная образовательная программа».
На II этапе.
Анализ полученных результатов позволяет внести изменения в ИОП: учащимися и их родителями
ИОП формирует у ученика способность брать на себя ответственность за последствия своей деятельности, обеспечивая повышение успеваемости и в целом качества получаемого образования.
Учащиеся создают модель, которая удовлетворяет их познавательные и творческие интересы. Ученик становится субъектом обучения т.к. он планирует свою учебную деятельность, пути и средства достижения успеха. Учится умению выстраивать свои отношения со сверстниками, учителями, руководителями кружков, факультативов и т.д.
Учебный план школы включает в себя набор обязательных предметов на базовом уровне, профильные предметы, набор профильных и элективных курсов, индивидуально- групповые консультации, а индивидуальная образовательная программа включает ресурсы дополнительного образования, формы участия во внеклассной учебно- познавательной деятельности.
Расписание занятий осуществляется на основе предложений учащихся по организации их учебной и внеучебной познавательной деятельности с учетом условий школы и кадрового обеспечения.
Для проведения индивидуально- групповых занятий, элективных, профильных, курсов по выбору, внеклассных учебно- познавательных мероприятий создаются группы из классов одной параллели, группы по интересам из разных классов.
Участие во внеклассных учебно- познавательных мероприятиях фиксируется организаторами данных занятий, итоги подводятся и оцениваются по мере достижения учащимися определенных успехов, которые составляют их портфолио.
Старшеклассник должен уметь пользоваться этой программой. Самостоятельно или с помощью классного руководителя, учителей и родителей анализировать ход ее выполнения и вносить необходимые коррективы и изменения.
Решающими составляющими учебного процесса являются самостоятельная деятельность учащегося и самоконтроль, самим им выстроенные и реализуемые. Участвуя таким образом в отборе содержания, форм, методов обучения и контроля, ученик осознает себя не только объектом , но и субъектом процесса обучения.
Анализ ИОП учащихся дает возможность администрации внести изменения в процесс обучения:
- в содержание образования ( выбор элективных курсов, набор курсов по выбору, факультативов, дополнительных платных услуг и т.д.);
- рекомендовать учителям изменить формы и методы обучения по определенным предметам в данном классе;
- изменить формы и методы контроля знаний учащихся по предметам;
- внести изменения в организацию учебного процесса, расписание уроков, консультаций, факультативов и т.д.;
- помочь ученику в определении целей и задач обучения;
- внести изменения в работу с родителями учащихся.
Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и принципом его образования. В этом случае ученику может быть предложено выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов.
Индивидуальная образовательная программа должна быть доступна для реализации самим учеником, пониматься им как практическое руководство по самообразованию и самореализации своих жизненных планов.
ИОП учит ребенка планировать и организовывать свою учебно - познавательную деятельность, анализировать ее с позиций достижений и успехов, выделять приоритеты, связанные с профессиональным самоопределением.
Примечание: В приложении есть
1. "Памятка для классного руководителя, учителя по заполнению и анализу индивидуальной образовательной программы учащегося."
2. Памятка по определению уровня умений учащихся.
3. Образец индивидуальной образовательной программы ученика.